Проблемы летнего туристического сезона и страхование

versa

Летом 2014 года российские туристы почувствовали себя очень неуютно: в течение трех месяцев по туристической отрасли прокатилась волна дефолтов ("Южный Крест", "Верса", "Лабиринт", "ИнтАэр", "Нева", "Экспо-тур", "Солвекс-Турне").

Кризис в сфере туризма имеет много схожего с кризисом в банковской системе: стоит одному-двум банкам заявить о невозможности исполнения обязательств, как вкладчиков и кредиторов охватывает паника, подталкивающая их к разрыву отношений с банками и выводу средств, а резкие действия по выводу средств приводят к провалам в отлаженной финансовой схеме, срочному поиску новых заемных средств, что, в свою очередь, может закончиться крахом - а новый крах лишь убедит клиентов других банков в системном характере кризиса. Паника усилится, резких движений станет еще больше, что повлечет новые банкротства - и так далее, по кругу.

Этим летом произошло нечто подобное. Проблемы у одного, потом у другого крупного туроператора вызвали настороженность у тех, кто собирался отправиться в отпуск через турагентства. Многие отказались от своих планов, чем вызвали неприятности у других туристических операторов. На самом, мы могли получить кризис намного более глубокий, нас спасло окончание сезона. Начнись проблемы не в июле, а в мае, трудно даже представить, чем могло все закончиться.

 Перед нами не стоит задача разобраться в причинах приостановки деятельности туроператоров России. Важно, что в результате пострадало, по разным данным, от 130 до 173 тысяч россиян.

Однако пострадали не только граждане РФ (в конце концов, значительная часть пострадавших получила компенсацию своих потерь), и не только туристический бизнес. Пострадали еще и российские страховщики. Их убытки превысили 4,3 миллиарда рублей. Именно они платили по обязательствам турфирм, застраховавших свою ответственность.

Это привело к широкой дискуссии на разных уровнях о том, что система, которая работала много лет, нуждается в реконструкции.     

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) в августе 2014 года после подробных консультаций с представителями туриндустрии и госрегуляторов выдвинул предложения по нормализации ситуации на рынке туристического бизнеса и по защите рисков клиентов турфирм.

Чтобы защитить выезжающих за рубеж россиян, предлагалось:

  • Создать  саморегулируемый гарантийный фонд солидарной ответственности действующих туроператоров
  • Ввести практику предоставления фирмами, предоставляющими туристические услуги, обеспечения (банковской гарантии, коммерческого страхования, других форм).
  • Усилить государственный контроль защиты интересов выезжающих за рубеж россиян.

К сожалению, позиция страховщиков по усилению контроля за деятельностью туроператоров была фактически проигнорирована Министерством культуры, разработавшим проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ».

Однако в сложившихся обстоятельствах делать что-нибудь все равно придется. Страховые компании, видя, какие убытки им потенциально грозят, попросту не будут страховать ответственность операторов. Принудить их к заключению договоров никто не может.

Для тех, кто выезжает за рубеж, есть повод задуматься, каким образом организовать следующую поездку - обратиться по привычке в ближайшее агентство или попробовать забронировать номер в отеле и купить авиабилеты самостоятельно. Каждый волен выбирать свой собственный путь. Заметим только, что во втором случае (самостоятельная поездка) риск срыва отдыха или деловой поездки ничтожно мал. И если вы вбираете его, то ничто не мешает приобрести полис страхования для выезда за границу в компании Liberty Страхование.

Фото: rg.ru